Пергушев А.А. Развитие налогообложения в условиях активного роста российской экономики
Опубликована в сборнике тезисов статей международного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества» Москва, 2009
Развитие налогообложения в условиях активного роста российской экономики
Пергушев Александр Александрович
Зам. Зав. каф. ОДФРиН МФПУ «Синергия»
Директор департамента бухгалтерского учета и налогообложения Юридической компании «Партнер»
Россия, Москва
В настоящее время Россия переживает настоящий экономический бум. Беспрецедентно высоки темпы роста ВВП, растет занятость населения, активно развивается промышленное производство, строительство, транспорт, связь, финансовый сектор, в меньшей степени сельское хозяйство, улучшается качество государственных услуг, в таких сферах как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, как следствие существенный рост уровня жизни населения. Положительное сальдо торгового баланса постепенно превращается в хорошую традицию, что обусловлено постоянным ростом инвестиционной привлекательности российской экономики. Вместе с ростом российской экономики растут налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, увеличивается профицит государственного бюджета, соответственно растет резервный фонд и фонд национального благосостояния.
Положительная динамика основных макроэкономических показателей дала существенный толчок в развитии такой традиционно проблемной отрасли, как налогообложение. Причем, как показывает статистика, темпы роста налоговых доходов бюджета превышают темпы роста ВВП. Можно выделить несколько причинно-следственных связей между темпами роста экономики и развитием сферы налогообложения.
Первая и основная причина развития сферы налогообложения заключается в многократном расширении налоговой базы, за счет масштабных инвестиционных процессов, протекающих в российской экономике, которые, в свою очередь, являются следствием высоких мировых ценах на природные ресурсы. Российские предприятия, занятые в ресурсных отраслях, получают сверхдоходы от экспорта этих ресурсов на мировые рынки. Не смотря на попытки государства национализировать через налоги и таможенные пошлины большую часть доходов от экспорта ресурсов, крупные суммы средств, в несколько раз превышающие затраты на добычу и реализацию природных ресурсов, оседают в виде чистой прибыли на счетах добывающих компаний. И если в более ранней Российской истории вопрос о том как переварить или сберечь эту прибыль решался в пользу инвестиций в иностранные проекты за рубежом, то в настоящее время абсолютное большинство собственников компаний принимают единственно-правильное решение – инвестировать эти средства в национальную экономику и это происходит далеко не из-за патриотизма, а просто потому, что доходность в России сейчас гораздо выше чем на западе, а риски в пределах допустимых.
Огромный интерес к российской экономике проявляют иностранные компании, темпы роста прямых инвестиций которых так же превышают темпы роста ВВП. Причем если ранее инвестиционное внимание иностранцев было приковано к ресурсным отраслям, то сейчас им интересны такие отрасли, как финансовый сектор, страхование, связь, транспорт, промышленность, производство продуктов питания, услуги и пр. Таким образом, за последние несколько лет в результате финансовых инъекций российского и иностранного капитала, разумеется, не без участия государства, удалось оживить национальную экономику и ввести ее в состав стран-лидеров по темпам экономического роста.
Второй причиной являются результаты масштабной налоговой реформы 2001 – 2006 годов, инициированной президентом и правительством РФ, основная цель которой ставилась, как упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки на бизнес. Анализируя ее результаты, нельзя сказать, что все удалось и цель достигнута, однако, сделаны ряд тяжелых, но вместе с тем знаковых шагов в сторону построения адекватной времени налоговой системы. Сегодня уже можно сказать, что практически закончен процесс кодификации налогового законодательства, начатый еще в 1998 году. Предприняты попытки по гармонизации российского и международного налогового законодательства, а именно, заключены международные соглашения в налоговой сфере и соглашения об избежании двойного налогообложения со странами - основными партнерами по внешнеэкономической деятельности, приведены в соответствие с международными принципами основные налоги, такие как НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и другие. Снижены ставки по отдельным налогам: налог на прибыль с 35% до 24%, НДС с 20% до 18%, НДФЛ с 12%, 20% и 35% до 13%, ЕСН с 35,6% до 26%. Отменены отдельные неэффективные налоги, такие как: налог с продаж, налог на рекламу, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств и др. Введены специальные налоговые режимы (Единый налог на вмененный доход, Упрощенная система налогообложения, Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), существенно снизившие налоговое бремя и упростившие механизмы исчисления и уплаты налогов для малого бизнеса и сельского хозяйства. Однако главным достижением налоговой реформы, я считаю, не задекларированный инициаторами, постепенный перенос основной части налогового бремени из нересурсных отраслей на ресурсные.
Ну и третья причина развития налогообложения кроется в зарождении и стремительном росте не совсем понятного и режущего слух русского человека понятия – налоговая культура. Дело в том, что в 1991 году, когда были приняты первые современные налоги, русскому человеку, привыкшему к советской системе хозяйствования и полному отсутствию частной собственности, было совсем не понятно для чего они нужны и почему именно он их должен платить. Тем более, что тогда для того, что бы получить доход с которого нужно заплатить налог, предприниматель должен был приложить неимоверные усилия и средства на создание и продвижение своего бизнеса, не говоря уже о рисках, связанных с полным хаосом в государстве и неопределенностью в обществе. А уплачивая налог ему было абсолютно непонятно зачем он это делает, ибо существовало устойчивое мнение, что налоги поступающие в бюджет разворовываются чиновниками, а не расходуются государством на социальную сферу, оборону, дороги и пр. В то время государство не в состоянии было обеспечить граждан даже минимальным набором самых необходимых благ, люди не видели, что государство озабочено их благополучием и не доверяли ему.
Сегодня же ситуация изменилась коренным образом. Как только в бюджет потекли сверх доходы от экспорта углеводородов и он перестал быть дефицитным, необходимо было определить приоритетные направления расходования собранных средств, то есть выбрать направление развития государства. И этот выбор был сделан в пользу социальной сферы. Власть начала предпринимать активные шаги в направлении построения социально-адаптированного государства и, что самое главное, люди это почувствовали. Сегодня объективно видны результаты реализации отдельных государственных программ в таких областях как: образование, здравоохранение, демографическое развитие, сокращение масштабов бедности, социальное обеспечение и других. Как результат, мы имеем беспрецедентно высокий уровень доверия граждан к власти, об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют результаты недавно прошедших парламентских и президентских выборов. Такой показатель как уровень доверия населения к власти, на мой взгляд, является фундаментальным ядром понятия налоговая культура. Когда человек видит на что расходуются средства, отданные им государству в виде налогов, ему психологически гораздо легче их отдавать.
Не менее существенное влияние на укреплении налоговой культуры в сознании российских граждан сыграл сам рыночный механизм, а точнее некоторые встроенные регуляторы, сопровождающие экономический рост. Наконец то российские участники экономических отношений начали понимать, что соблюдать налоговые законы и в полной мере платить налоги нужно не для того, что бы избежать налоговой или уголовной ответственности, а для того, что бы полноценно развивать свой бизнес, выходить на новые рынки и следовательно получать больше прибыли. Например, для того, что бы разместить свои ценные бумаги на бирже, необходимо пройти, так называемый, листинг, то есть процесс внесения акций компании в список акций, котирующихся на бирже. Одним из обязательных этапов листинга является экспертная проверка надежности эмитента, в ходе которой изучается его финансовое состояние, достоверность данных бухгалтерского учета и возможные риски. И если организатором торгов будет установлено злоупотребление эмитентом налоговыми законами или применение сомнительных налоговых схем, то, скорее всего, ценные бумаги такого эмитента не будут допущены к торгам. К тому же существуют специальные агентства, которые постоянно анализируют надежность эмитентов и присваивают их ценным бумагам индексы рискованности, поэтому если даже неблагонадежный эмитент прошел листинг, то, скорее всего, он попадет в поле зрения таких агентств, что сделает бессмысленным дальнейшее размещение.
Еще один пример, демонстрирующий влияние рыночного механизма на налоговую культуру связан постепенной депопуляризацией черных и серых схем выплаты заработной платы. По результатам некоторых Интернет – опросов, доля работодателей, практикующих применение, так называемых, серых и черных зарплатных схем в 2002 году составляла около 80 % от общего числа работодателей, в 2008 этот показатель снизился до 20 %. Среди причин такого резкого снижения уровня «конвертизации» заработных плат, можно выделить и введение специальных налоговых режимов, и снижение максимальной ставки ЕСН, и работу налоговых органов по пропаганде выплаты «белой» заработной платы, и повышение недобросовестными банками платы за незаконное обналичивание денежных средств, произошедшее в результате совместных усилий Федеральной службы по финансовому мониторингу и Центрального банка Российской Федерации. Но главную причину я вижу в самих работниках, которые все чаще и чаще стали требовать от работодателей легализации своей заработной платы. А происходит это потому, что у многих отпала необходимость задумываться о том, как прокормить себя и свою семью, они уже думают о том, как обеспечить себе достойную старость, особенно получая извещения из Пенсионного фонда о неудовлетворительном состоянии пенсионных накоплений. Многие столкнулись с недобросовестностью работодателей при разрешении трудовых споров, суды не рассматривают как заработную плату работника суммы, полученные в конверте. Не малый вклад в дело легализации заработных плат внес до сих пор продолжающийся бум потребительского кредитования. Работники, получающие заработную плату в конверте, столкнулись с тем, что при обращении в банк за кредитом, банки с недоверием относятся к данным о доходе, который не может быть подтвержден документально и, как правило, отказывают в выдаче этого кредита. Таким образом, не смотря на кажущуюся выгодность применения «конвертных» схем и крайне слабую раскрываемость налоговых нарушений в этой сфере, процент работодателей, практикующих подобные схемы, продолжает снижаться.