Косорукова И.В. - Особенности и методика оценки стоимости российских предприятий с долей участия государства
Косорукова И.В. - Особенности и методика оценки стоимости российских предприятий с долей участия государства
Особенности и методика оценки стоимости российских предприятий с долей участия государства
заведующий кафедрой оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения МФПУ «Синергия», доцент, к.э.н.,
Россия, г. Москва
Доля предприятий государственной формы собственности уменьшается в России (см. таблицу 1). Связано это явление, в первую очередь, с процессом приватизации(Старченко Н.В. Анализ итогов «малой» приватизации 2010 –2013 годов. Доклад на конференции «Актуальные проблемы управления государственной собственностью», Москва, Торгово-промышленная палата, 14 июня 2013 года), направленной на оптимизацию затрат государства по управлению государственной собственностью. При этом перед государством стоит решение публичных задач, специфических функций, возложенных на государственный сектор, что возможно только при наличии в собственности государства стратегически важных субъектов хозяйствования. Кроме того, продолжаются тенденции интеграции крупных государственных компаний в холдинги и процессы концентрации посредством слияний и поглощений, что, с одной стороны, влияет на уменьшение количества государственных предприятий, но с другой стороны, мало влияет на изменение масштабов государственного сектора . Не существенное изменение государственного сектора (Звороно А.Ф Проблемы трансформации имущественного комплекса государственных унитарных предприятий // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2008, с. 249 ) связано еще и с проведением в последние годы так называемой «малой» приватизации , которая охватывает несущественные доли акционерных обществ и небольшие унитарные предприятия.
Таблица 1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на конец года) (Российский статистический ежегодник. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012. URL: http:/ www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm )
На тему эффективности функционирования государственного сектора экономики написано достаточное количество работ. В них в частности рассматриваются особенности функционирования предприятий госсектора и предлагают инструменты оценки и анализа их эффективности (См., например: Смирнова Марина Юрьевна. Управление предпринимательской деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, Санкт-Петербург, 2003; Ломадзе Валерий Борисович. Совершенствование управления государственной собственностью в современной российской экономике : на примере государственных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Рос. заоч. ин-т текстил. и лег. пром-сти, Москва, 2005; Сатаев Савр Борисович. Развитие региональной системы управления предприятиями государственного сектора экономики : на примере Республики Калмыкия : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Гос. ун-т упр., Москва, 2005 и другие)Однако решения задач управления эффективностью таких предприятий с точки зрения стоимостного подхода до сих пор не было, нет и методики оценки их стоимости, несмотря на многолетнюю историю приватизации государственной собственности.
В данной работе мы рассматриваем проблемы и особенности оценки стоимости бизнеса и имущественного комплекса государственных предприятий (Разницу в понятиях «бизнес» и «имущественный комплекс предприятия» как объектов оценки с точки зрения специфики оценочной деятельности смотрите, например: Косорукова И.В. Бизнес и имущественный комплекс как объекты гражданских прав и объекты оценки // Аудит и финансовый анализ, № 5, 2011, с. 337-341) и формирование такой методики, которая учтет особенности оценки стоимости таких объектов.
Первой особенностью оценки стоимости государственных предприятий является наличие такой задачи оценки, как приватизация (В соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы» и от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы» на 2011 - 2013 годы числится на приватизацию 114 унитарных предприятий и 809 открытых акционерных обществ, а на 2014 – 2016 годы, соответственно, 514 унитарных предприятий и 436 открытых акционерных обществ. Ожидаемый доход от приватизации имущества (без учета стоимости акций крупнейших компаний) в 2014-2016 гг. составит 3 млрд. руб. (ежегодно).) . И в зависимости от организационно-правовой формы государственного предприятия идентификация объекта оценки будет разной (см. табл. 2), и это вторая особенность оценки стоимости государственного предприятия.
Таблица 2. Идентификация объекта оценки при приватизации государственного предприятия в разрезе организационно-правовых форм (см. в первоисточнике)
Как видим, для целей приватизации оценка бизнеса государственных предприятий возможна только для акционерных обществ (Статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп.) (далее ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») определены способы приватизации государственного и муниципального имущества, среди которых не предусмотрена приватизация имущества и долей обществ с ограниченной ответственностью, а также имущественного комплекса целиком акционерного общества. )
При этом для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием может осуществляться оценка их стоимости и для других задач (отличных от приватизации). И в этой ситуации унитарные предприятия уже не смогут являться объектами оценки ни в рамках бизнеса, ни в рамках имущественного комплекса, так как право хозяйственного ведения и оперативного управления не имеет рынка и ни один из видов стоимости, указанных в ФСО № 2, не может быть определен по отношению к данным вещным правам. Идентификация объектов оценки государственных предприятий в этой ситуации отражена в таблице 3.
Таблица 3. Идентификация объекта оценки при иных задачах оценки (отличных от приватизации) государственного предприятия в разрезе организационно-правовых форм (см. в первоисточнике)
В настоящее время (по состоянию на начало сентября 2013 года) согласно официальному сайту Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (Сайт Росимущества: http:/www.rosim.ru/)в собственности Российской федерации (в управлении Росимущества) находится 2227 акционерных обществ и 111 общества с ограниченной ответственностью с государственным участием (Российская Федерация по состоянию на 1 января 2013 г. являлась собственником имущества 1795 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2337 акционерных обществ (Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы»))
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г № 462 «Об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и Постановлением правительства от 16 июля 2007 года № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества» Росимущество осуществляет полномочия собственника и осуществляет мероприятия по нормативно-правовому регулированию деятельности и учету федерального имущества и ведению реестра. И в этой связи возникает третья особенность, влияющая как на принятие решений, так и на оценку стоимости акционерного общества. Она состоит в том, что Росимущество контролирует определение величины стоимости голосующих акций, а также оказывает существенное влияние на принятие решений от имени собственника (что определяет уровень корпоративного управления в бизнесе государственного предприятия).
В соответствии с требованиями статей 76, 77 ФЗ «Об акционерных обществах» (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ФЗ «Об АО») (с изм. и доп.))
определение рыночной стоимости имущества общества осуществляется в рамках определения цены размещения, либо цены выкупа эмиссионных ценных бумаг общества, для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций. В этих и других случаях для определения рыночной стоимости приглашается независимый оценщик.
В соответствии все с той же статьей 77 ФЗ «Об АО» в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление Росимущества (Постановление Правительства РФ от 5.06.2008 года № 462 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с изм. и доп.))об определении цены объектов.
Четвертая особенность оценки предприятий с государственным участием связана с требованиями статьи 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» , которая определяет обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества. Ими могут являться:
- обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации имущество по определенному назначению;
- обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия;
- иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
Еще одной особенностью (пятой) является выполнение требований статьи 37 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Здесь рассматриваются особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия. Законом предусмотрено, что для таких обществ с ограниченной ответственностью не применяются положения абзаца третьего пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (м же, статья 37 и Федеральный закон 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп.), статья 15 п. 2), то есть для кредиторов ООО в этом случае возрастают риски финасово-хозяйственной деятельности в ближайшие 3 года существования такого общества.
Шестая особенность связана с правовым положением открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. Статьей 38 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено использование Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами. Это право носит название специального права «золотая акция».
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представляющие указанное специальное право, имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества (ОАО), участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
- о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
- о реорганизации открытого акционерного общества;
- о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
- о совершении открытым акционерным обществом указанных в главах X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп.), статья 38 п. 3)
Более подробно сущность специального права «золотая акция» рассматривается Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")».
Седьмая особенность связана с ограничениями по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 774-р; Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 2083-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р»)
К ним относятся:
- направление на выплату дивидендов не менее 25 процентов чистой прибыли акционерного общества (без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений);
- направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов;
- соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном обществе требованиям доходности.
При этом по вопросам распределения чистой прибыли необходимо исходить из принятия решений на основе анализа:
- плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее 3 лет);
- экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование инвестиционных проектов и иные цели;
- зависимости доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, от соотношения фактического значения прибыли акционерного общества к ее плановому значению.
Остановимся теперь на требованиях Положения «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации».
Права участника общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности Российской Федерации (далее участник), от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Министерство обороны Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации права участника в отношении обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий.
В рамках Приказа Минэкономразвития от 25 июня 2012 г. № 347 «Об утверждении примерного устава общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности РФ» приводится примерный устав указанного общества с ограниченной ответственностью, где рассматриваются распорядительные функции долей. Проведем сравнительный анализ функций долей, указанных в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп.))(далее ФЗ «Об ООО») и указанного приказа (см. табл. 4)
Первым отличием является учредительный документ. В соответствии с п. 3.11. вышеуказанного Приказа Минэкономразвития России учредительным документом Общества является устав, тогда как ст. 11 ФЗ «Об ООО» таким документом указывает решение об учреждении общества.
Таблица 4. Сравнительный анализ распорядительных функций долей в обществе с ограниченной ответственностью в соответствии с ФЗ «Об ООО» и Приказом Минэкономразвития России от 25 июня 2012 г. № 347 (см. в первоисточние)
принимаются 3/4 голосов, тогда как в ФЗ «Об ООО» 2/3 голосов – и это восьмая особенность оценки предприятий с государственным участием.
Резюмируя выше указанное, можно выделить факторы, влияющие на формирование стоимости унитарных предприятий, открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности:
- наличие такой задачи оценки, как приватизация;
- наличие отличий при идентификации объекта оценки в зависимости от организационно-правовой формы государственного предприятия и задач оценки;
- контроль со стороны Росимущества при определении величины стоимости государственного имущества;
- наличие обременений приватизируемого государственного или муниципального имущества (ст. 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
- наличие дополнительных рисков для кредиторов и финансово-хозяйственной деятельности ООО в ближайшие 3 года после приватизации (ст. 37 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
- наличие специального права ("золотая акция") для открытых акционерных обществ (ст. 38 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
- наличие ограничений по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности;
- наличие отличий в учредительном документе, правах участника при принятии решений в государственном ООО.
Кроме выделенных выше особенностей, автор работы (Федотов Андрей Владимирович. Институциональные особенности государственных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Москва, 2005)выделяет отличия государственных предприятий от частных, выражающихся: в получении от государства в определенных условиях финансовой поддержки (дополнительные льготы в кредитовании, налогообложении); в директивном планировании и административном контроле над ценами (наличие государственного заказа, сбыт по государственным твердым ценам); в необходимости решения социальных проблем и нужд общества; в отсутствии тесной связи между поведением членов трудового коллектива, менеджмента и конечными результатами использования государственной собственности (издержки принятых решений, в конечном счете, ложатся на государство); в возможности реализации собственных интересов государственных предприятий, которые проявляются в отклонении от целевых установок общества. Делается вывод о возможности роста трансакционных издержек государственных предприятий.
Таким образом, можно сформировать методику оценки стоимости государственных предприятий, учитывающую вышеуказанные особенности.
Последовательность действий по определению стоимости любого объекта оценки определена в пункте 16 ФСО № 1 (Приказ Минэкономразвития № 256 от 20.07.2007г. «Об утверждении Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»)Изложим методику оценки исходя из этапов, сформулированных в ФСО.
1 этап. Идентификация объекта оценки, задачи и цели оценки.
В рамках данного этапа оценщик определяет элементы задания на оценку, некоторые из которых существенно отличаются для целей оценки государственных предприятий.
В частности, в рамках задачи оценки «для целей приватизации» объект оценки может быть идентифицирован и описан только в рамках имущественного комплекса унитарного предприятия или бизнеса государственного открытого акционерного общества. Для остальных задач оценки унитарное предприятие уже не может выступать объектом оценки, а ОАО и ООО с государственным участием могут выступать и как бизнес, и как имущественный комплекс (см. табл. 5). Также при описании государственного ООО необходимо учесть особенности учредительного документа и правах участников при принятии решений.
Таблица 5. Идентификация объекта оценки государственных предприятий в зависимости от задачи оценки (см. в первоисточнике)
2 этап. Сбор и обработка информации
При сборе информации помимо традиционных источников внешней и внутренней информации в рамках оценки стоимости государственных предприятий:
в блоке внутренней юридической информации необходимо запросить информацию о:
- наличии обременений приватизируемого имущества в соответствии со статьей 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- наличии и частоте применения в прошлых периодах специального права ("золотая акция") для открытых акционерных обществ.
В блоке внутренней экономической информации необходимо запросить информацию:
- о величине расходов (и возможно, доходов), связанных с наличием обременений приватизируемого имущества;
- об ограничениях по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности;
- о наличии льгот в области налогообложения, финансирования и т.д.
Кроме того, при обработке информации для целей оценки государственных предприятий возникает необходимость учета особенностей при нормализации отчетности. В отличие от традиционной методики нормализации для предприятий с государственным участием необходимо учесть и выявить денежные потоки, связанные с обремененным приватизированным имуществом (не связанные с основной деятельностью организации), льготным финансированием и налогообложением.
В рамках проведения финансового анализа, на наш взгляд, необходимо сопоставление показателей предприятия с аналогичными предприятиями в разрезе форм собственности. Приведенный анализ группы государственных предприятий в сравнении с частными (табл. 6,7,8), свидетельствует о низкой эффективности работы государственных предприятий по сравнению с негосударственными аналогами, что наводит на мысль об особенностях применения сравнительного подхода для оценки их бизнеса.
Таблица 6. Анализ показателей рентабельности собственного капитала предприятий с государственной собственностью в разрезе отраслей в 2006-2011 гг.
3 этап. Оценка стоимости объекта оценки с использованием трех общепринятых подходов
1. В рамках оценки бизнеса
В рамках применения доходного подхода необходимо учесть особенности формирования денежного потока и ставки дисконтирования:
- влияние на величину денежного потока обременений приватизируемого имущества в соответствии со статьей 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- влияние на величину денежного потока или ставки дисконтирования специального права ("золотая акция") для открытых акционерных обществ;
- влияние на величину денежного потока наличия ограничений по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности;
- влияние на величину денежного потока наличия льгот в области налогообложения, финансирования (в том числе кредитования) и т.п.;
- в случае оценки в течение 3 лет после приватизации, наличие дополнительных рисков для кредиторов и финансово-хозяйственной деятельности ООО в соответствии с требованиями статьи 37 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- влияние на величину рисков прав участников при принятии решений в государственном ООО с учетом требований к уставу;
- с учетом представленных результатов расчета показателей рентабельности в таблицах 6 – 8, можно утверждать наличие более низких показателей для государственных предприятий по сравнению с предприятиями с частной формой собственности, что свидетельствует о необходимости дополнительного анализа рисков государственного предприятия и учета его при формировании денежных потоков или ставки дисконтирования.
В рамках применения сравнительного подхода необходимо учесть:
- особенности формирования доходных финансовых мультипликаторов в части чистой прибыли для ОАО. В данном случае дивидендная политика акционерного общества имеет по сути дела сходство с выплатами по привилегированным акциям, что создает предпосылки для определения величины чистой прибыли для расчетов за вычетом 25% обязательных к выплате в виде дивидендов;
- особенности отбора аналогов возможно не только по отраслевому признаку, но и по форме собственности.
В рамках применения затратного подхода необходимо учесть обременения приватизируемого имущества в соответствии со статьей 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части наличия публичного сервитута (Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно: обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд; обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем и мелиорации (ст. 31 п. 3 пп. 3) ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).)
2. В рамках оценки имущественного комплекса предприятия
При оценке стоимости имущественного комплекса предприятия, как известно, применяется затратный подход в оценке и особенности его применения для государственных предприятий указаны в особенностях применения этого подхода в оценке бизнеса.
4 этап. Согласование результатов оценки
На наш взгляд, не имеет существенных отличий от существующих методик выбора весовых коэффициентов при согласовании результатов оценки. Однако процедура оценки долей в уставном капитале общества должна быть проверена:
- на наличие специального права «золотая акция» для открытых акционерных обществ;
- на наличие возможных последствий при учете требований к уставу государственного общества с ограниченной ответственностью.
5 этап. Подготовка отчета об оценке
При подготовке отчета об оценке необходимо помнить, о необходимости прохождения экспертизы отчета об оценке в Росимуществе, что, с одной стороны, должно свидетельствовать о высоком качестве отчета, но с другой стороны, о продолжительном времени получения результатов оценки в связи с проведением формальных процедур экспертизы.
Таким образом, приведенный в статье, анализ особенностей оценки стоимости государственных предприятий дал возможность сформулировать этапы методики оценки стоимости бизнеса и имущественного комплекса государственного предприятия, которая учитывает указанные отличия.
Данная методика позволит оценщикам более качественно провести анализ и оценку стоимости бизнеса или имущественного комплекса государственного предприятия, что будет способствовать улучшению качества отчетов об оценке таких объектов.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ФЗ «Об АО») (с изм. и доп.)
- Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп.)
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп.)
- Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")»
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 462 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с изм. и доп.)
- Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации»
- Приказ Минэкономразвития № 256 от 20.07.2007г. «Об утверждении Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»
- Приказ Минэкономразвития от 25 июня 2012 г. № 347 «Об утверждении примерного устава общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности РФ»
- Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 774-р
- Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 2083-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р»
- Ломадзе Валерий Борисович. Совершенствование управления государственной собственностью в современной российской экономике : на примере государственных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Рос. заоч. ин-т текстил. и лег. пром-сти, Москва, 2005
- Сатаев Савр Борисович. Развитие региональной системы управления предприятиями государственного сектора экономики : на примере Республики Калмыкия : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Гос. ун-т упр., Москва, 2005
- Смирнова Марина Юрьевна. Управление предпринимательской деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, Санкт-Петербург, 2003
- Федотов Андрей Владимирович. Институциональные особенности государственных предприятий : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Москва, 2005
- Старченко Н.В. Анализ итогов «малой» приватизации 2010 –2013 годов. Доклад на конференции «Актуальные проблемы управления государственной собственностью», Москва, Торгово-промышленная палата, 14 июня 2013 года
- Звороно А.Ф. Проблемы трансформации имущественного комплекса государственных унитарных предприятий // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2008
- Косорукова И.В. Бизнес и имущественный комплекс как объекты гражданских прав и объекты оценки // Аудит и финансовый анализ, № 5, 2011
- Российский статистический ежегодник. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm
- Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/