Родин А.Ю. - Проблема стоимости малого бизнеса
Проблема стоимости малого бизнеса
доцент кафедры Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения МФПУ «Синергия», к.э.н
Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач по обеспечению самозанятости населения, создания прослойки среднего класса.
Проблемы консалтинга в малом бизнесе стоят очень остро. Как правило, низкие доходы малого бизнеса на позволяют развивать эффективный консалтинг, так как более богатые отрасли и масштабные организации обладают более привлекательным для консультантов бюджетами.
Даная статья посвящена рассмотрению практических вопросов оценки малого бизнеса в рамках оценочной деятельности, управленческого и стратегического консультирования.
Задачи оценки малого бизнеса
Наиболее частыми случаями обращения к консультантам- купля-продажа малого бизнеса. Обычно, субъекты малого бизнеса обращаются за консультацией на к профессиональным оценщикам, а к другим представителям бизнеса для совета о вероятной цене продажи.
К оценщикам, участников малого бизнеса, вынуждают обращаться обязательные случаи проведения оценки, такие как налогообложение при продаже и наследования доли в бизнеса.
Оценка малого бизнеса может понадобится при решении задач проектного финансирования, дотаций и прочих инвестиций в развитие.
Самостоятельной задачей оценки является сфера работы консультантов по стратегии, которые анализируют масштабы бизнеса, барьеры входа на рынок, проблемы сетевого маркетинга и построения сбытовых сетей.
Подходы к оценке малого бизнеса
Автор настоящей статьи не ставил задачу дать определения, исследовать организационно-правовые формы, свойства и особенности различных субъектов малого предпринимательства.
Особенностью оценки малого бизнеса связаны с наличием незначительной ценности основных средств, редкого наличия собственного недвижимого имущества. Особенностью бухгалтерского учета является частое применение упрощенной формы налогообложения, что снижает качество информации для оценки и зачастую информация в отчетности искажена по объективным или субъективным причинам. Кроме того, малый бизнес, зачастую, основан на нематериальных активах- знаний и навыках предпринимателя, а также на его клиентской базе, которая может уйти в след за предпринимателям при продаже бизнеса. Сложность в идентификации и учете основных и оборотных активов делает сложным применение затратного подхода при оценке малого бизнеса. При работе консультанта, важным моментом является бюджет проекта, который ограничивает время и глубину анализа объекта оценки. Бюджеты малого бизнеса не позволяют тратить много ценного ресурса времени консультанта, поэтому построение сложных моделей и качественного доходного подхода к оценке затруднено. Эти сложности усиливаются противоречивостью и низким качеством информации о доходах и расходов малого бизнеса в его официальной отчетности. Особой проблемой является применение существующих методик оценки ставки дисконтирования, которые приводят к существенной переоценке бизнеса с применением доходного подхода
В России существуют площадки и информационные ресурсы по продаже готового бизнеса, которые позволяют узнать цены предложений на эти активы. Достоверный сравнительный подход отражает мотивацию потенциального покупателя, поэтому данный подход стоит применять в первую очередь, если имеется достоверная и непротиворечивая информация о сделках или предложениях о продаже аналогичного бизнеса.
В настоящем исследовании анализируются цены предложений по продаже около ста предприятий малого бизнеса, опубликованных на сайтах biztorg.ru и irr.ru. Цены предложений не уменьшены, по оценочной практике, на поправку на уторговывание, так как предполагается, что продавец понесет издержки на аудит и возможные комиссионные вознаграждения в процессе приобретения бизнеса, что компенсирует выигрыш от скидки от цены предложения.
На основе анализа объявлений, в выборке информации с вышеприведенных сайтов были выявлены следующие группы малого бизнеса:
- Интернет магазины
- Салоны красоты
- Кафе и рестораны
- Оптовая и розничная торговля продуктами питания
- Торговля промтоварами
- Турагенства
- Образование
- Автомойки и автосервисы
- Консалтинг
При анализе размера годовой выручки и чистой прибыли, были сделаны следующие выводы о масштабе малого бизнеса в Москве и некоторых других городах:
Таблица 1. Масштабы бизнеса и рентабельность (см. в первоисточнике)
Были посчитаны мультипликаторы по «цена/прибыль» и «цена/выручка»:
Таблица 2. Мультипликаторы малого бизнеса (см. в первоисточнике)
Используя долгосрочный темп прироста доходов в 5%, были подсчитаны ставки капитализации и дисконтирования для малого бизнеса.
Таблица 3. Ставка дисконтирования для малого бизнеса (см. в первоисточнике)
В результате сбора рыночной информации, можно сделать вывод об отсутствии зависимости размера бизнеса и оценочных мультипликаторов в проанализированной выборке: (см. в первоисточнике)
Рис. 1. Распределение мультипликатора «цена/прибыль» в зависимости от масштаба бизнеса (см. в первоисточнике)
Рис. 2. Распределение мультипликатора «цена/выручка» в зависимости от масштаба бизнеса (см. в первоисточнике)
Основным выводом из проведенного исследования, является то, что классические модели ставок дисконтирования и капитализации. Рыночная данные показывают, что потенциальные продавцы не вкладывают значительные срок окупаемости при продаже своего бизнеса. Это делает малый бизнес весьма недооцененным.
В целом, из данного статистического исследования можно сделать следующие выводы:
Невозможность применения доходного подхода с использованием моделей расчета ставки дисконтирования и капитализации методом CAPM и BUM (кумулятивного построения) с традиционными методами оценки премий за риск размера бизнеса, так, в известной книге Бишопа «Оценка для целей слияний и поглощений», предельная ставка дисконтирования для малого бизнеса составляет 35%, тогда как максимальное зафиксированное значение ставки дисконтирования по данному исследованию составило 165%.
Недооцененность малого бизнеса, по сравнению со средним. Короткие сроки окупаемости, которые закладывают продавцы, делают инвестиции в целях перепродажи малого бизнеса менее эффективным, чем в среднем и большом бизнесе.
Доминирование сравнительного подхода к оценке. Для адекватной оценки малого бизнеса, в основном, необходимо применять сравнительный подход, так как этот бизнес редко располагает дорогостоящими активами, а доходный подход сложно применить в связи с недостатком достоверной отчетности и высокими рисками.
Наличие достаточной информации для оценки сравнительным подходом. В сети можно найти много предложений по продаже малого бизнеса, к тому же, автор считает, что региональные аспекты не сильно влияют на ценообразование данных активов.
Отсутствие зависимости масштаба бизнеса и оценочных мультипликаторов внутри масштабов упрощенной системы налогообложения. Если рассматривать бизнес с оборотом до двух миллионов долларов США, то масштаб бизнеса, в общем, не влияет на соотношение цены к прибыли и цены к выручке.
Классические методы оценки применимы при переходе масштабов бизнеса за границы упрощенной системы налогообложения, в отраслях торговли и HORECA (отели, рестораны, кейтеринг)
Возможность использования информации для оценки в управленческом консультировании. Изучение цен продаж малого бизнеса может дать важные вводные данные для стратегического консалтинга, построения сетевого бизнеса, а также в управленческом консультировании.
На основе анализа мультипликатора цена/прибыль автором составлен рейтинг инвестиционной привлекательности сфер малого бизнеса (отрасли, где продажа бизнеса даст наилучший выход для инвестора):
- Образование
- Салоны красоты
- Кафе и рестораны
- Автомойки и автосервисы
- Торговля промтоварами
- Оптовая и розничная торговля продуктами питания
- Консалтинг
- Интернет магазины
Литература:
- Biztorg.ru
- Irr.ru
- Frank C. Evans, David M. Bishop Valuation for M&A: Building Value in Private Companies, John Wiley & Sons, 2012
- Собственные расчеты