Дорофеев С.А. - О компетенции оценщика при определении стоимости ремонта (восстановительных расходов) транспортных средств

О компетенции оценщика при определении стоимости ремонта (восстановительных расходов) транспортных средств

 
Дорофеев С.А.,
Председатель Комитета по независимой
технической экспертизе 
Российского союза автостраховщиков
 
 
 В последнее время, особенно с появлением государственного института экспертов-техников, постоянно возникают вопросы по компетенции оценщика по определению стоимости ремонта транспортного средства. Стоимость ремонта в данной статье мы будем рассматривать на примере ремонта транспортного средства, а еще точнее автомобиля,  но, вероятнее всего, аналогичные выводы можно будет сделать и в отношении недвижимости, машин и оборудования.
  И так, какой же показатель определяют сегодня оценщики в отношении поврежденного транспортного средства? В отчетах встречается масса вариантов, наиболее распространенными из которых являются «оценка прав требования», «стоимость ущерба» и другие, аналогичные этим показатели с добавлением в разных вариантах термина «рыночная». Обсуждать тему наличия легального рынка прав требования вряд ли имеет смысл, а вот  на  стоимости ущерба (то есть работ, услуг, материалов, необходимых для проведения восстановительного ремонта) стоит  немного остановиться. К примеру, в ОСАГО, к стоимости ущерба, помимо восстановительных расходов (стоимости ремонта за минусом износа деталей, подлежащих замене) относятся еще затраты на эвакуацию, хранение транспортного средства и другие расходы, о которых, в большинстве случаев оценщик не имеет никакой информации, поэтому полнота и достоверность, рассчитанной им величины ущерба вызывают некоторые сомнения. Поэтому разумным представляется сосредоточиться на определении основной составляющей - стоимости ремонта.
Если в отношении компетенции оценщика определить рыночную стоимость транспортного средства в любом виде и состоянии сомнений почти не возникает, то в отношении стоимости ремонта такие сомнения имеют место быть.
 Как известно, в требованиях к базовому образованию оценщика только один критерий – наличие высшего образования без уточнения его направления. Т.е. в качестве отправной точки мы вынуждены признать, что кандидат в оценщики может  ничего не знать о конструкции транспортных средств, требованиях безопасности, технологиях ремонта. Для того, что бы кандидат стал оценщиком он, прежде всего,  должен пройти профессиональную переподготовку. Рассмотрим, какие же знание по озвученным вопросам он должен получить в отношении транспортных средств согласно Государственным требованиям к программам профессиональной переподготовки оценщиков . Впервые транспортные средства упомянуты в разделе      СД.03 «Основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств».  Из всего этого раздела к рассматриваемой теме мы, с некоторой натяжкой,  можем отнести следующие разделы: Классификация машин и оборудования; Информация, необходимая для оценки;     Особенности определения различных видов износа. На этом, как говорится, лимит исчерпан.
Следующий раздел «СД. 11 Оценка стоимости транспортных средств»   имеет прикладное значение. Здесь в отношении ремонта имеется отдельная  тема:       «Применение затратного подхода при оценке ущерба, причиненного транспортным      средствам; проблемы оценки утери товарной стоимости при ремонтном воздействии на транспортное средство». 
 Время освоения данного раздела и темы, вряд ли  стоит обсуждать, поскольку любому должно быть понятно, что без знаний конструкции и технологий ремонта изучать затратный подход не имеет смысла, но 8% от общего объема представляется весьма незначительными.
 Аналогичное положение по другим видам транспортных средств, машин, оборудования и недвижимости. При производстве расчета затрат на ремонт требуются хотя бы базовые знания конструкции, материалов и технологии. Таких знаний в процессе профессиональной переподготовки по существующим требованиям оценщик не приобретает. Поэтому его компетенция не может распространяться на расчет затрат по ремонту. Существует масса случаев, когда оценщик имеет базовое образование по автомобильным специальностям, но в таких случаях речь уже идет не о компетенции, а о компетентности отдельного специалиста и  его право проводить расчеты не подлежит сомнению. 
Практика сегодня складывается иначе и задача данного сообщения не инициировать компанию по устранению оценщиков с этого сектора рынка, а предложить в профессиональных стандартах и требованиях к программам обучения по таким стандартам, предусмотреть необходимый уровень специализации, тематику и объемы подготовки.